Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Меняем негативные установки на позитивные:
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". - "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
Влияние негативной установки: Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
"Горе ты моё!" - "Счастье ты моё, радость моя!"
Влияние негативной установки: Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" - "Поплачь, будет легче…".
Влияние негативной установки: Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
"Вот дурашка, всё готов раздать…". - "Молодец, что делишься с другими!".
Влияние негативной установки: Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
"Не твоего ума дело!". - "А ты как думаешь?".
Влияние негативной установки: Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". - "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
Влияние негативной установки: Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". - "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
Влияние негативной установки: Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.
"Не кричи так, оглохнешь!" - "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
Влияние негативной установки: Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
"Неряха, грязнуля!". - "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
Влияние негативной установки: Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). - "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
Влияние негативной установки: Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". - "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
Влияние негативной установки: Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" - "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
Влияние негативной установки: Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" - "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
Влияние негативной установки: Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". - "Давай немного оставим папе (маме) ит.д."
Влияние негативной установки: Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" - "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
Влияние негативной установки: Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". - "Как ты мне нравишься!".
Влияние негативной установки: Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". - "Смелее, ты всё можешь сам!".
Влияние негативной установки: Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
"Всегда ты не вовремя, подожди…". - "Давай, я тебе помогу!"
Влияние негативной установки: Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". - "Держи себя в руках, уважай людей!".
Влияние негативной установки: Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
•Я сейчас занят(а)…
•Посмотри, что ты натворил!!!
•Как всегда неправильно!
•Когда же ты научишься!
•Сколько раз тебе можно повторять!
•Ты сведёшь меня с ума!
•Что бы ты без меня делал!
•Вечно ты во всё лезешь!
•Уйди от меня!
•Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
•Ты самый любимый!
•Ты очень многое можешь!
•Что бы мы без тебя делали?!
•Иди ко мне!
•Садись с нами…!
•Я помогу тебе…
•Я радуюсь твоим успехам!
•Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
•Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
ПЕДАГОГ –ПСИХОЛОГ
В.А.Свиридова
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Меняем негативные установки на позитивные:
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". - "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
Влияние негативной установки: Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
"Горе ты моё!" - "Счастье ты моё, радость моя!"
Влияние негативной установки: Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" - "Поплачь, будет легче…".
Влияние негативной установки: Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
"Вот дурашка, всё готов раздать…". - "Молодец, что делишься с другими!".
Влияние негативной установки: Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
"Не твоего ума дело!". - "А ты как думаешь?".
Влияние негативной установки: Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". - "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
Влияние негативной установки: Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". - "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
Влияние негативной установки: Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.
"Не кричи так, оглохнешь!" - "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
Влияние негативной установки: Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
"Неряха, грязнуля!". - "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
Влияние негативной установки: Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). - "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
Влияние негативной установки: Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". - "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
Влияние негативной установки: Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" - "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
Влияние негативной установки: Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" - "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
Влияние негативной установки: Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". - "Давай немного оставим папе (маме) ит.д."
Влияние негативной установки: Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" - "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
Влияние негативной установки: Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". - "Как ты мне нравишься!".
Влияние негативной установки: Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". - "Смелее, ты всё можешь сам!".
Влияние негативной установки: Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
"Всегда ты не вовремя, подожди…". - "Давай, я тебе помогу!"
Влияние негативной установки: Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". - "Держи себя в руках, уважай людей!".
Влияние негативной установки: Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
•Я сейчас занят(а)…
•Посмотри, что ты натворил!!!
•Как всегда неправильно!
•Когда же ты научишься!
•Сколько раз тебе можно повторять!
•Ты сведёшь меня с ума!
•Что бы ты без меня делал!
•Вечно ты во всё лезешь!
•Уйди от меня!
•Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
•Ты самый любимый!
•Ты очень многое можешь!
•Что бы мы без тебя делали?!
•Иди ко мне!
•Садись с нами…!
•Я помогу тебе…
•Я радуюсь твоим успехам!
•Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
•Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
ПЕДАГОГ –ПСИХОЛОГ
В.А.Свиридова