...Чаша моя преисполнена. Пс. 22:5
Пару недель назад одна женщина, член нашей общины, подарила мне банку домашнего персикового варенья. За всю свою жизнь я не пробовал ничего, что могло бы сравниться с этим чудом. Если бы меня поставили перед командой стрелков, взявших меня на мушку, я бы не стал спешить докуривать последнюю сигарету, но если бы где-то неподалеку начали раздавать варенье Сары, я бы помчался туда одним из первых. Каждая ложка этого лакомства — настоящее райское наслаждение. Однако у него есть один недостаток — оно быстро кончается. Я с огорчением созерцаю стремительно обнажающееся дно банки. Видимо, скоро я буду вытряхивать из нее последнюю каплю также, как подгулявший ковбой вытряхивает из своей фляги последнюю каплю виски.
Откровенно говоря, приближение этого момента пугает меня. Эта перспектива влияет на мое поведение. Всякий, кто интересуется вкусом моего персикового сокровища, натыкается на кривую усмешку Клинта Иствуда, сопровождаемую следующей фразой: «Даже не думай об этом!»
Если бы я был мужем Сары (его зовут Кейт), у меня бы не было этой проблемы. Он имеет в своем распоряжении целый арсенал банок с персиковым вареньем. Разве звон ложки от соприкосновения с дном банки вызывает слезы на глазах Кейта? Как бы не так! Ведь он обладатель несметных запасов чуда. Можно даже сказать, что он имеет его больше, чем заслуживает. Естественно, у меня возникает вопрос: почему у него так много, а у меня так мало? Почему вся его кладовая забита банками с персиковым вареньем, а у меня всего одна банка? Кто вручил ему ключи от этого желейно-джемового рая? Кто дал ему право называться господином этого мармеладного изобилия? Кто поставил Кейта царем над этим конфитюрным богатством? Это несправедливо. И вообще, чем больше я думаю об этом...
Именно этого я делать не должен. Я не должен об этом думать. Путь моих мыслей не должен быть таким, ибо в конце него меня ожидает заполненный завистью чемоданчик смерти. Если вы не видели его наяву, то вы не могли не видеть его в фильмах про шпионов. Преступник тащит этот чемоданчик в заброшенное помещение на чердаке дома, где его никто не видит, и там его открывает: внутри чемоданчика в мягких замшевых ячейках покоятся детали разобранной винтовки. Оптический прицел, ствол, приклад — все в ожидании прикосновения руки снайпера. Снайпер ожидает свою жертву.
Кто же эта жертва? Это тот, у кого больше каратов в драгоценных камнях, больше лошадиных сил в двигателе автомобиля, у кого более просторный офис, чей приход многочисленнее. Зависть указывает пальцем на того, кто имеет больше. «Ты хочешь обладать тем, чего не имеешь, и идешь на все, чтобы это получить. Ты готов даже убивать!» (Иак. 4:2).
Нет, Макс, я никогда не пошел бы на это. Я никогда не смог бы убить.
Из винтовки, наверное, нет. А своим языком? Своим злым взглядом? Своими сплетнями? Книга Притчей предупреждает: «Зависть воспламеняет в человеке гнев» (Притч. 6:34). Ваши глаза постоянно за кем-то следят? Если да, будьте осторожны, потому что сказано: «...зависть — гниль для костей» (Притч. 14:30).
Вам требуется средство от зависти? Противоядие против этого порока? Его предлагает изучаемый нами псалом. Чем оплакивать персиковое варенье, которого у вас нет, лучше возрадоваться при виде изобилия, которое у вас есть. «...Чаша моя преисполнена» (Пс. 22:5).
Неужели ваша чаша действительно полна до краев? Именно так. Вино достигает края чаши и переливается через край. Кубок недостаточно велик, чтобы вместить все свое содержимое. Давид говорит, что наши сердца недостаточно велики, чтобы вместить благословения, которые желает дать нам Бог. Он наливает и наливает, пока содержимое не начинает буквально переливаться на стол. Вам понравится то, что сто лет назад сказал Ф. Б. Мейер:
Какими бы благословениями ни желал наполнить Бог нашу чашу, они не вмещаются в нее. Телец от Него — самый тучный, одежда от Него — сама богатая, радость от Него — невыразима, а мир, даруемый Им, превосходит наше понимание... Щедрость Его безгранична. Он не отмеряет Свою благость крупицами, как аптекарь медленно, капля за каплей отмеряет свои лекарства. Божьи пути всегда преисполнены изобилия.
Меньше всего нам стоит беспокоиться о том, что нам чего-то не хватит. Наша чаша преисполнена Божьих благословений.
Позвольте мне задать вам один вопрос. Принципиальный вопрос. Если постоянное беспокойство о нехватке каких-то благ, о том, чего у нас нет, порождает в нас зависть, то что произойдет, если наше внимание будет сосредоточено на изобилии, которое у нас есть? Не произведет ли это в нас чувство удовлетворенности? Давайте попробуем разобраться. Давайте попробуем в нескольких абзацах перечислить те благословения, которыми изобилует наша жизнь.
Преизобилующая благодать. «Чем больше мы согрешаем, тем изобильнее ради нашего прощения изливается Божья благодать» (Рим. 5:20). Преизобиловать — значит являть избыток, изобилие, сверхполную меру. Стоит ли рыбе в Тихом океане беспокоиться о том, что вода в океане иссякнет? Нет.
Почему? Потому что океан располагает преизобилием воды. Стоит ли жаворонку опасаться того, что в небе ему не хватит места для полета? Нет. Потому что небо обладает преизобилием простора.
Может ли христианин тревожиться о том, что чаша Божьей милости опустеет? Может, если не знает о Божьем преизобилии благодати. А вы можете? Знаете ли вы, что чаша, которую вам дает Бог, преисполнена милости? Или вы боитесь увидеть ее дно? У вас такое чувство, будто вот-вот закончится срок вашей гарантии? Или вы боитесь, что ваши ошибки непростительны и на них не распространяется божественная благодать?
Нам очень хочется знать, не мучил ли Павла тот же страх. Прежде чем стать апостолом Павлом, он был убийцей по имени Савл. Прежде чем стать вдохновителем христиан, он был их гонителем. Каково жить с таким прошлым? Приходилось ли ему встречаться с детьми, которых он осиротил? Не преследовали ли его во сне их лица? Неужели Павел ни разу не вопросил: «Может ли Бог простить такого человека, как я?»
Ответ на его вопрос и на свои вопросы мы находим в Послании Павла к Тимофею: «Благодать же Господа нашего [Иисуса Христа] открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе» (1Тим. 1:14)
Бог щедр в излиянии Своей благодати. Может быть, в вашей чаше не очень много денег, но она преисполнена милости. Может быть, у вас нет престижного места для парковки, но у вас есть изобилие прощения. «...Он многомилостив» (Ис. 55:7). Ваша чаша преисполнена благодатью.
Надежда. А поскольку это именно так, ваша чаша преисполнена надеждой. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим. 15:13).
Небесная надежда изменяет вашу жизнь так же, как солнечный свет изменял пространство погреба моей бабушки. Своей любовью к персиковому варенью я обязан ей. Она заготавливала его сама и хранила в погребе рядом со своим домом на западе Техаса. Это был довольно глубокий подпол с деревянными ступеньками, обитыми фанерой стенами и затхлым запахом. Мальчишкой я часто залезал внутрь, закрывал дверь и сидел там, чтобы установить, как долго я выдержу в темноте. Ни один лучик света в погреб не проникал. Я сидел, затаив дыхание, прислушиваясь к биению собственного сердца, а потом сломя голову несся к ступенькам и скорее распахивал дверь. Свет врывался в тьму погреба. Какая то была перемена! Всего несколько мгновений назад царила полная тьма, в которой ровным счетом ничего не было видно, и вот внезапно все меняется, и я вижу все в ослепительных лучах!
Как свет заливает подпол, так Бог изливает в нашу жизнь надежду. Больных Он озаряет лучом исцеления, горюющим о тяжелой утрате Он обещает воссоединение, в сердцах умирающих Он зажигает огонь надежды на воскресение, заблудившимся Он предлагает свет Священного Писания.
Бог дает надежду. Что из того, что кто-то родился более немощным или более физически сильным, нежели вы, или с волосами светлее или темнее ваших? Какой смысл пересчитывать дипломы и сравнивать резюме? Какое это имеет значение, если их владельцы собраны за одним столом? И вы посажены за стол Бога. И Он до краев наполняет вашу чашу.
Во времена Давида переливающийся через край кубок с вином был очень важным символом. С его помощью на Древнем Востоке хозяин передавал гостю необходимую информацию. Полный кубок свидетельствовал о доброжелательном отношении хозяина к гостю. Пустой же кубок был знаком того, что гостю пора удалиться. Если хозяин был искренне рад гостю, он постоянно наполнял его кубок вином. Рука его продолжала наливать вино, несмотря на то, что оно лилось через край.
Вы не замечаете, что ваш стол влажен? Господь желает, чтобы вы остались. Ваша чаша переполнена радостью. Благодать в ней переливается через край. Как же вашему сердцу не преисполниться благодарности?
Как преисполнилось ею сердце одного мальчика. Сначала в нем царила зависть, потом — бесконечная благодарность.
Согласно притче, мальчик жил вместе с отцом в долине у подножия дамбы. Каждый день отец поднимался на гору, что стояла позади их дома, и к вечеру возвращался домой с тележкой, наполненной землей. «Раскладывай землю в мешки, сынок, — говорил отец. — И укладывай на площадке перед домом».
Хотя мальчик подчинялся отцу, в его сердце зрело недовольство. Ему надоело возиться с этой землей. Он устал таскать мешки. Почему отец не дает ему то, что другие отцы дают своим сыновьям? У них есть разные игры, а у него только эта земля. Глядя на то, что имеют другие, он вознегодовал. «Это несправедливо», — заключил он про себя.
Мальчик стал возражать отцу: «Они развлекаются, а я таскаю землю».
Отец обычно улыбался и обнимал мальчика за плечи, говоря: «Доверься мне, сынок. Я делаю то, что нужно делать».
Но мальчик не хотел поверить отцу. День за днем отец продолжал приносить землю, а мальчик продолжал наполнять ею мешки. «Укладывай их как можно выше», — говорил отец, отправляясь за новой порцией земли. Мальчик делал все, как велел ему отец. Вскоре стена из мешков стала такой высокой, что, казалось, выше не бывает.
«Трудись прилежнее, сын, — однажды сказал отец. — У нас остается мало времени». Отец взглянул на темнеющее небо. Мальчик тоже поднял глаза на грозовые тучи и только собрался о чем-то спросить отца, как грянул гром, и небо разверзлось. Дождь хлынул как из ведра, и сквозь потоки воды мальчик едва различал рядом с собой силуэт отца. «Продолжай укладывать мешки, сынок!» Мальчик снова взялся за дело, и в тот же момент услышал страшный треск.
Река прорвала дамбу и ринулась в сторону маленькой деревушки. В один момент водяная лавина затопила все вокруг, но преграда из мешков с землей дала мальчику и его отцу некоторое время — ровно столько, сколько им было нужно. «Скорее, сынок. Следуй за мной».
Они побежали в сторону тоннеля в горе. Миновав тоннель, они взобрались на холм, где стоял их новый дом.
«Здесь мы будем в безопасности», — сказал сыну отец.
Только тогда сын понял, что сделал отец: он подготовил выход. Вместо того чтобы дать сыну то, что тот хотел, отец дал ему то, в чем тот нуждался. Отец обеспечил сыну безопасный выход и безопасное место.
Разве наш Отец не дарует нам то же самое — крепкую стену благодати, которая может укрыть нас от опасности? Надежный выход, по которому Он выведет нас в безопасное место? Вместо того чтобы искать то, что имеют другие, не лучше ли нам поинтересоваться, а имеют ли они то, что есть у нас? Вместо того чтобы завидовать им, не лучше ли нам позаботиться о них? Ради Бога, давайте опустим наши винтовки и поднимем наши чаши.
Одно несомненно: когда однажды вы окажетесь в бурю в безопасном месте, в доме своего Отца, вы больше никогда не будете жалеть о том, чего вы от Него не получили. Вы будете просто потрясены тем, что Он сделал для вас.
Макс Лукадо Путешествие налегке