Порой кажется, что неприятные дела специально придуманы для того, чтобы мучить нас угрызениями совести. Они «кочуют» из одного списка дел в другой, так и оставаясь не сделанными, а если такой перечень не ведется, то вспоминая о них, мы испытываем внутреннюю дрожь и чувствуем «непреодолимое» желание немедленно забыть.
Количество противных заданий можно было бы существенно сократить, если бы мы почаще пользовались своим неотъемлемым правом говорить «Нет» окружающим. Но тех, что умеют произносить эту «мантру» вслух, не так уж много (кстати, по разным оценкам от 20 до 30% своего рабочего времени люди тратят на то, чтобы попытаться перепоручить свои задачи коллегам, так что офис превращается в гигантский вокзал, где каждый норовит перевести стрелки на другого).
Но если умение отказывать — не ваш конек, если вы не нашли кого-то, на чьи плечи можно переложить ваши «неприятные» поручения, не готовы расстаться с деньгами, чтобы решить их с помощью профессионалов, остается только взять себя в руки и... приступить.
Общие рекомендации (работают как для разовых дел, так и для рутинных)
* 1. Где у вас кнопка?Мгновенно «включиться» и приступить к делу — непросто. Так что оптимальный вариант — создать свою личную систему «настройки». Очень часто в качестве «пускового механизма» используется музыка. Ваша задача вспомнить свои любимые мелодии — те, что заряжают вас энергией, поднимают настроение и ассоциируются с чем-то прекрасным, а затем распределить их — для сложной работы, требующей напряжения интеллекта — одна, для уборки — другая и.т.д.
Еще один очень сильный «якорь», который помогает настроиться на «рабочий лад», - это запахи (наверное, именно поэтому чашечка утреннего кофе или сигарета превращаются в ритуал). Если вы не знаете, какие ароматы пробуждают вас к жизни, то выясните это, а потом не стесняйтесь использовать их по мере необходимости (подсказка: оптимизм в нас обычно вселяют цитрусовые).
Если на грядущий день запланировано что-то противное, но жизненно необходимое, еще утром представьте себе, что он уже прошел, и ощутите то чувство глубокого удовлетворения, которое непременно почувствуете вечером, гордость за себя — талантливую, успешную и упорную. И никакой жалости к собственной особе — только настрой на победу!
Кроме того, не «накручивайте» себя заранее, что все будет очень плохо. Реальность может не иметь с вашими ожиданиями ничего общего — стоит ли терять свои нервные клетки заранее?
Все-таки список дел составить придется. Возьмите за правило ставить галочку рядом с тем пунктом, к которому можно бы приступить и сегодня, но не хочется. Только договоритесь сама с собой заранее — вы имеете право поставить только три таких галочки. Потом все — хотите- не хотите, никаких поблажек — нужно делать, а не заниматься поисками отговорок.
Если неприятное дело нужно сделать один раз.
Кто-то, прочитав эту фразу, сможет действительно немедленно пойти и сделать (считайте этот призыв руководством к действию). Другим может потребоваться предварительная подготовка. Назначьте день и час, продумайте все мелочи - свой наряд, действия, слова и жесты. И самое главное — отложите в сторону все остальные неприятные дела. Сегодня вы решаете только один вопрос.
Попугайте себя немного, отвечая на вопрос, чем грозит откладывание дела в долгий ящик. Мысленно доведите ситуацию до крайности — не стесняйтесь использовать самые мрачные краски. Вот вы не записались на прием к стоматологу сегодня, завтра... прошел год. То, что сейчас еще можно вылечить, уже догнивает, основную часть бюджета вы тратите на обезболивающее (и зря — ведь на горизонте маячат импланты и мосты, а это очень дорогое удовольствие). Стало по-настоящему страшно? Вставайте и звоните.
Тем, у кого с самоиронией все в порядке, помогает представить... собственное надгробие с надписью «Здесь покоится..., которая так и не...». Вместо пропусков вставьте нужные данные.
Можно попробовать «подсластить» пилюлю, «подбадривать» себя, сочетая неприятное с приятным. Например, вести важный, но не самый радостный разговор, лежа при свечах в ванной и наслаждаясь шампанским.
Если неприятные дела нужно делать регулярно
* 1. Метод швейцарского сыраЕсли задачка сложная и решить ее одним кавалерийским наскоком нельзя, то стоит применить эту методику. «Попробуйте выполнять задачу не в логическом порядке, а в произвольном, «выгрызая» из разных мест маленькие кусочки — наиболее простые, приятные и.т.д., - советует Глеб Архангельский, автор бестселлера «Тайм-драйв», - через какое-то время в вашем «сыре» образуется столько дырок, что «доесть» его будет не сложно».
Испанская поговорка советует съедать лягушку утром. Неплохая рекомендация — ведь если вы сделали это, то вряд ли с вами в этот день случится что-то более ужасное. В тайм-менеджементе «лягушками» традиционно называют маленькие, но ужасно противные дела, которые имеют свойство накапливаться и «мутировать» в крупные неприятности. Возьмите за правило «съедать» ровно по одной лягушке с утра. Это позволит вам забыть про угрызения совести и чувство вины за «бесцельно прожитый день» - ведь с намеченным на сегодня уже вы уже справились.
С этим подходом «перекликается» и методика «реактивных домохозяек» - флай-леди. Вместо того, например, чтобы сделать генеральную уборку во всем доме, а потом умереть от усталости, вы день за днем в течение 15 минут (и не минутой больше!) наводите порядок в какой-то одной «горячей» точке.
Склонность к глобализации губит массу весьма полезных начинаний, что называется, на корню. Большие, пугающие своими масштабами дела, к которым непонятно, с какого боку лучше подступиться, гораздо легче сделать, используя пошаговые стратегии. Ставьте перед собой небольшие реальные задачки примерно одинаковые по объему и трудозатратности.
Кроме того, идеально, если в момент постановки цели вы максимально ее конкретизируете. Допустим, «изучение иностранного языка» - звучит гордо, но очень размыто. Уточните — чего именно вы хотите? Общаться, поехав в отпуск, бегло говорить с носителями языка, освоить специальную лексику, чтобы переводить, например, договоры? После того, как вы определитесь, сразу станет понятнее, как действовать. Допустим, вас интересует разговорный язык — возьмите за правило смотреть минимум 3 серии любимого сериала без перевода в неделю, заучивать 10 новых слов и выражений каждый день, читать 2 статьи в неделю на интересных вам сайтах и.т.д. Фиксируйте выполнение этих заданий в таблице (см. следующий пункт).
Простой и действенный способ повысить собственную мотивацию — это завести таблицу регулярных дел, рекомендует Глеб Архангельский. Поместите ее на видное место, так, чтобы она хотя бы два раза в день попадалась вам на глаза. Рядом с делами перечислите приятные и «негорящие» покупки. И договоритесь собой, что за каждые 15 галочек в любой графе «сделано» вы покупаете какую-то приятную вещь.
И напоследок — самое главное. Если вы использовали все выше перечисленные способы, а шлейф из неприятных дел так и тянется за вами, поразмыслите на досуге — ваши ли это дела? Точно ли именно вы должны их сделать? А, может быть, вы «просто» живете не своей жизнью?